Медоносные территории часто расположены далеко от пасеки. Пчёлы, проделывая большой путь, приносят мало нектара. Использование прицепа для перевозки пчел на новое место облегчает медосбор и способствует увеличению количество готового меда на 40%.
Особенности использования прицепов
Основными вариантами перевозки ульев являются прицепы, платформы и павильоны. Они продаются уже готовые. Но из-за высокой стоимости часто пчеловоды предпочитают изготовить их своими руками. Это экономит средства и позволяет учесть особенности ульев, климатических условий.
Существуют правила и условия перевозки и установки:
- перевозить пчел лучше ранней весной и осенью, когда они активны и полны сил, чтобы облететь новое место (идеальным временем считается ранняя весна, так как в ульях нет ещё тяжелых рамок с медом и нет новых сот);
- новое место не должно быть близко расположено к старому, иначе часть пчел, или даже целая семья, может вернуться на прежнее место;
- удаленность от конкурентов должна быть минимум 3 км;
- передвижная платформа устанавливается в месте, где пчелы будут обеспечены чистой водой;
- мобильная пасека устанавливается параллельно медоносным участкам и должна быть защищена от ветра и палящего солнца.
Перевозка на прицепе
Владельцы небольшой пасеки в 5–10 ульев чаще всего используют для перевозки заводской прицеп автомобиля. Небольшая модернизация прицепа позволяет перевозить до 24 ульев. Важно, чтобы прицеп для перевозки пчел имел откидывающиеся боковые и задний борта. Чтобы иметь возможность установить ульи в несколько рядов, на прицепе монтируется металлический каркас и делается навес. Обязательный элемент прицепа – опора на передней части, для обеспечения ровного положения на земле.
При перевозке ульев на прицепе легкового автомобиля следует принять ряд предупредительных мер:
- дно застилается соломой, сеном, поролоном и любым другим материалом, способным смягчить тряску при переезде;
- пчелиные дома надежно крепятся веревками, чтобы исключить их подвижность;
- из ульев извлекают соты, чтобы не допустить их обрушения при перевозке, рамки укрепляют;
- верхние крышки ульев снимают, накрывая их мелкой сеткой для свободного доступа воздуха, так как для пчел опасно повышение температуры в улье.
Павильон
Такой тип конструкции как павильон может служить как для перевозки ульев, так и круглогодичного содержания пчелиных семей. Как правило, павильон состоит из двух отсеков: бытового и рабочего. Опытные пчеловоды считают, что оптимальный размер рабочего отсека 2,5м на 5,6м. Такая площадь позволяет установить 60 ульев в 2 трехъярусных ряда. Свет попадает из оборудованных на крыше раздвижных люков. Если предусмотрена зимовка, стены павильона утепляют. Бытовой отсек располагается в передней части и занимает площадь 2,5м на 3м.
Мобильная платформа
Одной из разновидностей прицепа является платформа для перевозки пчел. Она делается на основе ходовой части заводского прицепа с соблюдением важного условия – не нарушать допустимую правилами дорожного движения ширину платформы. Поэтому чтобы была возможность перевозить большое количество ульев, её удлиняют. Прицеп-платформа – это мало затратный вариант пасеки, если её сделать своими руками. К тому же она крепится к любому автомобилю и может вмещать до 50 ульев.
Такой тип конструкции для перевозки пчелиных семей имеет ряд преимуществ перед павильоном и автомобильным прицепом:
- меньше чем прицеп подвержена тряски при переезде, а значит более комфортна для пчел;
- конструкция может быть как одноярусной, так и многоярусной, в зависимости от количества пчелиных семей;
- ульи не спускают на землю, что явно облегчает труд пчеловода;
- на случай дождя и в качестве защиты от солнца на платформе легко устанавливается крыша.
Самостоятельная постройка платформы
Для постройки платформы своими руками понадобится:
- автомобильный прицеп (ОЗПТ);;
- квадратная труба 2,5х5 см — 1200 см;
- квадратная труба 2х4 см — 2400 см;
- уголки 4х180 см — 3 шт.;
- уголки 3,5х240 см — 2 шт.;
- труба 20х240 см — 3 шт.;
- пластиковые панели 10х180 см — 24 шт.;
- лист тонкого железа, равный размеру платформы;
- профиль — 1 м.;
- подшипники — 8 шт.;
- пластмассовые панели для крыши;
- сварочный инвертор;
- угольник;
- доски.
После того как инструментарий и материалы подготовлены, можно приступать к постройке платформы своими руками.
Раму прицепа удлиняют на один метр квадратными металлическими трубами с помощью сварки. На мост устанавливают рессоры с пружиной от УАЗика.
Из металлических труб (2,5х5 см) делают раму 240х180 см, которую закрепляют квадратными трубами. Дно рамы закрывают листом железа.
Поделив всю раму на три части, среднюю делают выдвижной на салазках из квадратной трубы 2х4. Затем приваривают петли для крепления ульев. Дышло укрепляют трубой 4х150 см.Последний этап — сооружение крыши при помощи уголков и пластиковых панелей.
Это примерная инструкция постройки платформы, которую при желании можно дополнить и изменить по своему усмотрению. Существует огромное количество альтернативных вариантов с разными подходами и конструктивными особенностями.