Устройство и изготовление пасечной тележки своими руками

Вид тележки-апилифта
Ульи достаточно тяжелы для перестановки или погрузки, поэтому в случае переезда, других работ используется пасечная тележка или апилифт. Конструкция подъемника сложна, но высокая цена подталкивает пчеловодов на его самостоятельное изготовление.

Конструкция и принцип работы

Тележка должна быть регулируемой для разного вида ульев, способной поднимать и перевозить бочки и другие емкости.

Апилифт, купленный в специализированном магазине, обладает следующими характеристиками:

  • допустимая масса поднимаемого груза не должна превышать 150 кг.;
  • высота, на которую поднимается груз, ограничивается 1,3 м;
  • захват тележки работает в диапазоне от 34,8 до 53,6 см.

На этих характеристиках основаны чертежи для изготовления устройства своими руками.

Подъемник состоит из таких элементов:

  • двух рам, одна из которых неподвижна;
  • троса;
  • двух колес на оси;
  • рычага;
  • кронштейн для зажима;
  • вилки.

Регулировочный винт и установочные отверстия позволяют настраивать тележку под разные размеры груза.

Пасечная тележка с поднятым вверх рычагом подвозится к улью. Кронштейн для зажима регулировочным винтом подводится в положение, при котором зазор между ульем и кронштейном не превышал 5 мм. После этого ручка рычага опускается вниз. Улей оказывается надежно зажатым с двух сторон. На нужную высоту груз поднимается с помощью лебедки.

Материалы и инструменты для самостоятельного изготовления

Своими руками смастерить подъемник можно только опираясь на чертежи и владея необходимым инструментом, а также умением им пользоваться. Профессионалы советуют делать механический привод устройства. Это облегчит управление подъемником. Правильно сконструированная тележка для перевозки ульев поднимает и опускает кладь с точностью до 1 см. Вес груза при правильном выполнении практически не ощущается, ручка испытывает на себе давление около 1 кг.

Для работы понадобится:

  • профильные квадратные трубы 4 x 2; 3 x 2; 2,5 x 2,5 см;
  • болты М6, М8, гайки;
  • колеса;
  • трос;
  • катушка для наматывания троса;
  • ролики с подшипниками;
  • ручки с резиновым покрытием;
  • пружины для натяжения;
  • рулетка;
  • сварочный аппарат.

Пошаговая инструкция сборки

Процесс изготовления апилифта своими руками проходит несколько этапов с поочередным конструированием рамы с катушкой, подъемного механизма, каретки. Представленные подробные фотографии с размерами принадлежат Сергею Самойлову.

Рама

Размер готовой рамы составляет 157 см в длину и 37 см в ширину. Рама варится из квадратных труб в соответствии с указанными выше размерами. Она должна иметь 4 поперечных балки, приваренные встык. Самая нижняя балка приваривается плашмя к боковинам. Для верхней и нижней поперечных балок используется труба такого же размера, как и для рамы. Для двух средних балок применяется труба меньшим диаметром (3 x 2 см). Вторая поперечная балка сверху крепится на расстоянии 50 см от верхней балки. Вторая балка снизу приваривается на 38 см от нижней.

  • Размеры рамы апилифта

С внешней стороны по всей длине стоек рамы апилифта делается пропил в 2 см для движения подшипника. В пропиле сверху и снизу крепятся болты М6, удерживающие подшипник от вылета из канавки.

На третье балке сверху с двух сторон делаются по 2 болтовых сквозных отверстия (М8) для дальнейшего крепления кронштейнов колес.

На расстоянии 20 см от верхнего края рамы к боковым трубам привариваются ручки, как у обычных садовых тачек.

Катушка и подъемный механизм, колеса

На лицевую часть верхней поперечной трубы на расстоянии 13 см от правой боковины крепится подшипник диаметром 4 см с фиксатором от выпадения троса. Он будет выполнять функцию подъемного блока. В канавку ролика помещается 3 мм стальной трос.

С левой стороны боковины на расстоянии 13 см болтами закрепляется свободный верхний конец троса.

На вторую сверху поперечную балку крепится катушка высотой 3,5 см и внешним диаметром 5 см и внутренним 3 см на расстоянии 12 см от правой боковой трубы рамы. При подъеме каретки на катушку будет наматываться трос. Ось катушки устанавливается в подшипнике. С другой стороны к ней приваривается рычаг (20 см) со свободно вращающейся вокруг своей оси рукояткой.

На поперечной балке, где крепится катушка и рычаг, сверху и снизу привариваются два металлических стопора.

  • Схема подъемного апилифта-1

Ручка рычага тросом соединяется с пружиной и металлическим язычком. Язычок выступает предохранителем от случайного опускания каретки с грузом. В нерабочем состоянии пружина упирает язычок в один из стопоров.

Для изготовления апилифта лучше всего подойдут колеса с внешним диаметром 38 см.

Оси колес крепятся кронштейнами, изготовленными из квадратной трубы диаметром 2,5 x 2,5 см. С внешней стороны оси фиксированы гайками. К раме кронштейны крепятся стальными прямоугольными пластинами размером 11 x 2,5 см. Таким образом, кронштейн для колес представляет собой два отрезка трубы 23 и 30 см, сваренные между собой под прямым углом и прикрепленные к раме сквозными болтами М8.

  • Колеса апилифта-1

Колеса выдвигаются из кронштейнов, что дает возможность наклонять апилифт к земле под разными углами.

Каретка и вилка

Самая сложная деталь механизма для изготовления своими руками – это его подъемная часть или каретка.

Вначале делается каркас каретки (72 x 38 см) из трубы диаметром 3 x 2 см. Нижние две поперечные балки привариваются из трубы чуть большего диаметра 3 x 3 см, так как внутри будут размещаться боковые зажимы для захвата улья. Зажимы удерживаются за счет шарниров. Когда под действием тяги, шарнир наклоняется, идет перекос квадрата, тянущего за собой трубку бокового зажима. Наклон шарниров регулируется болтом с пружиной. Сила сжатия боковых зажимов зависит от степени отклонения шарнира.

  • Каретка апилифта-1

Зажимы, осуществляющие захват груза, изготавливаются из трубы 2,5 x 2,5 см с рабочей длиной в 46 см.

Перпендикулярно по отношению к внешним краям зажимов привариваются отрезки трубы (по 9 см), к которым крепятся сваркой «лапы» зажима длиной 14 см. Внутреннюю поверхность лап делают ребристой, чтобы лучше осуществлять захват. Готовые зажимы легко вставляются в трубы каретки большего диаметра.

В центре нижней поперечной трубы каретки приваривается такой же блок для троса, который установлен на перекладине рамы. Движение каретки по раме осуществляется за счет 4 подшипников, установленных по боковым стойкам подъемника.

Апилифт предусматривает возможность подъема улья за дно. Для этого в самом низу каретки как с правого, так и с левого бока привариваются отрезки трубы (9 см) диаметром 2,5 x 2,5 см, в которые вставляются подъемные вилки и крепятся болтами М6. Сами вилки — это отрезки трубы длиной 49 см.

Для того чтобы механизм каретки начал сжиматься его приводят в действие рычагом с тягой.

Читайте также: